Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автомобиль является экспертиза дорожных происшествий, которую обыватели по разному именуют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Примечательно и то, что ни одно из указанных названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и точным наименованием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела это наименование более семи лет тому назад, основная масса практикующих следователей, судей, адвокатов, юристов по прежнему продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, не определяя конкретного вида экспертного исследования.

В результате такого абстрактного и общего обозначения требуемой экспертизы, в общей практике довольно часто рождаются ситуации, когда в офис организации, где имеются «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), поступают материалы уголовного дела, где необходимы специальные знания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожных знаков, дорожной разметки).

В таких случаях возникает некрасивая ситуация, в следствии которой дело возвращается в судебные или следственные органы без должного исполнения, из-за чего установленные сроки дела не выдерживаются из-за неграмотности указанных выше участников процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• обстановка на месте ДТП: обочин, состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• состояние дорожного покрытия в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) должного восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, который характеризуют передвижение транспорта и иных объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспортных средств и других объектов по покрытию автомобильной дороги;

Установление обстоятельств, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: неверная разметка дорожного покрытия, неблагоустроенность дороги, ошибочное расположение дорожных знаков, отсутствие нужных дорожных знаков и иные отрицательные условия дорожной обстановки.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту требуется предоставлять имеющиеся материалы гражданского, уголовного, административного дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для исследования необходимо изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.